Документация на конкурс "Профессионал 2014"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНКУРСАНТА, ЗАВЕРЕННОЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ




ЛИЧНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

Начальнику управления образования
администрации г. Тулы
В. В. Сошневой
воспитателя МБДОУ №168
Зареченского района г. Тулы



заявление.
       Прошу включить меня в список участников муниципального конкурса «Профессионал - 2014» в номинации «Педагог и воспитанник: совместное творчество».


20. 12. 2013
Колычева М.С.  

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА «ПРОФЕССИОНАЛ – 2014»

1. Общие сведения
Фамилия
Колычева
Имя
Мария
Отчество
Сергеевна
2. Работа
Должность (по штатному расписанию)
воспитатель
Место работы (название учебного заведения по уставу)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №168-
детский сад комбинированного вида
Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)
6 лет
3. Образование
Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет)
высшее, 2010г., Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, факультет психологии, по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии
4. Общественная деятельность
Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)
Благодарность по МДОУ, 2010
Грамота СУО, 2010
Грамота СУО, 2012
Диплом №130/п участника Всероссийского дистанционного конкурса «Мозаика презентаций»
Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)
член профсоюзного комитета  с 2010 года
5. Контакты
Контактный телефон
8(4872) 34-00-63
Рабочая электронная почта
Личная электронная почта
mashwell@mail.ru
Адрес личного сайта (блога)
http://marya06kolycheva.blogspot.ru/
Адрес школьного сайта
http://tula-mdou168.narod.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"



По значимости профессию воспитателя смело можно ставить на одну ступень с ученым и исследователем, строителем и военным. По сложности – с хирургом и сапёром. По степени ответственности – с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его собственная совесть. Более того, я считаю, что воспитатель - это профессия государственной значимости, потому что именно он первым воспитывает маленького человека как личность, как гражданина своей Родины.
  С самого начала своей деятельности я постоянно задавала себе вопросы: «Достойна ли я быть воспитателем,  смогу ли я  как личность быть примером для детей, дарить им свою любовь, опыт, доброту? Хватит ли меня, чтобы пережить все радости и невзгоды вместе с детьми?». И здесь всегда на помощь приходил отец, который до сих пор является для меня идеалом педагога. Поэтому я не сомневалась в выборе профессии.  Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.
Изменения, произошедшие в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменили и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Моя задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным.
 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование основ безопасного поведения в быту, в частности, безопасного обращения с пожароопасными предметами, электроприборами.
  Однако в дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно.  
      Основной целью моей работы является: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осторожного обращения с огнем и  понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. В обучении  детей  правилам  пожарной безопасности применяю такие образовательные технологии как: эвристические беседы, логические задачи, викторины, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, компьютерные  игры, вечера развлечений, досуги и мультипликацию. Эффективность моей системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитываю это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.       
       Планомерная, целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности позволяет мне с уверенностью сказать, что мои детишки  знают: правила обращения со спичками, электроприборами; действия при возникновении пожара; об опасности огня; профессию пожарного, его действия, форму одежды, инструменты; имеют представление об истории возникновения пожарной охраны. Могут набрать телефонный номер пожарной службы; назвать необходимую информацию о себе в экстремальной ситуации.
Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле.
      А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!


СИСТЕМА ОПЫТА РАБОТЫ

       Все, наверняка, не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кто-то может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности.
      В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование основ безопасного поведения в быту, в частности, безопасного обращения  с пожароопасными предметами, электроприборами.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно.
      Поэтому в нашем детском саду этой проблеме уделяется  особое внимание. Содержание  образовательной  деятельности с дошкольниками реализуется через внедрение  педагогического опыта работа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пожарной безопасностью» в практику работы МБДОУ №168. Опыт разработан  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г.), основной общеобразовательной программы  МБДОУ № 168 разработанной на основании Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 года а так же в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных  образовательных организаций»
    Основная идея опыта: Создание системы непрерывного воспитания и образования старших дошкольников в формировании знаний о правилах пожарной безопасности.
Основной целью моей работы является:  формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осторожного обращения с огнем и  понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Достижение цели предполагается за счет решения следующих задач:
- дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара; представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;
- познакомить со свойствами огня и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
- обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;
- формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
-   активизировать словарь детей по данной теме;
- воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных; желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

       Новизна опыта                           

      В каждом учреждении существуют свои образовательные технологии по обучению  детей  правилам  пожарной безопасности. В нашем детском саду мы применяем такие образовательные технологии как: эвристические беседы, логические задачи, викторины, обучающие презентации, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, компьютерные  игры, вечера развлечений, досуги и мультипликацию.
  Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пожарной безопасностью наиболее эффективно происходит с использованием данных технологий как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
      Трудоемкость опыта заключается в:
создании предметной среды – художественная литература,
иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;
- организации совместной деятельности педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т.д. и в умении вести себя в них;
- взаимодействии с родителями – создании наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация современных досугов;
 взаимодействии с работниками службы пожарной безопасности;
- использовании в работе педагога информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- в разработке целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования;
- в постоянном исследовании и анализе психолого – педагогической и
специальной литературы.
     Область применения: данный опыт могут использовать  воспитатели, педагоги, родители.
     Сроки реализации: 2 года.
    Участники образовательной деятельности: воспитанники 5-7 лет; родительская общественность; педагоги МБДОУ №168; сотрудники ГОУ ДПО «Институт гражданской защиты Тульской области.
 Вся образовательная работа строится по трем модулям:                                      
       1. Работа с детьми.
    Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам пожарной безопасности, направленные на формирование у них чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара:
- непосредственно образовательная деятельность по пожарной тематике с мультимедийным приложением;
- показ мультфильмов, мультимедийных презентаций, чтение произведений: С.Маршак « Кошкин дом», «Пожар» и т.п., загадки, стихи, пословицы о пожара;
- конкурс детского рисунка на противопожарную тему «Огонь – друг, огонь - враг»;
-    викторина на противопожарную тему «Откуда может прийти беда»;
 спортивный праздник «Мы - юные пожарные»;
 вечера развлечений «Пожарные на учении», «Новоселье поросят», «Чтобы не было беды»;
 создание атрибутов к играм;
- сюжетно-ролевые игры («Мы - пожарные», «Единая служба спасения»), театральные игры (драматизация произведений Маршака, Чуковского, Толстого на пожарную тематику);
-  экскурсии: к противопожарному уголку МБДОУ; в ГОУ ДПО «Институт гражданской защиты Тульской области»; в пожарную часть.
Наряду с формами организации процесса использовали следующие
методы:
- наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов, мультимедийных презентаций);
 словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
   - игровые (дидактические игры, игры драматизации, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, спортивные игры).
Так как ребёнок дошкольного возраста познаёт жизнь через игру, основной упор в нашей работе мы делали на использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, проведение спортивно-развлекательных мероприятий.
Мы создали в группе комфортный, благоприятный климат, атмосферу эмоционального благополучия, способствующую развитию уверенной в себе личности, устойчивой к «стрессам». В группе есть место, где дети могут посидеть за столом, отдохнуть, посмотреть книги и разнообразные альбомы по ознакомлению детей с основами пожарной безопасности «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», «Окружающий мир. Пожарная безопасность», «Спичка - невеличка», «Пожары», поиграть в спокойные интеллектуальные игры. Большой популярностью у детей пользуется Смешарик Ежик в костюме пожарного, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют правила безопасного поведения.
Для развития познавательной активности в группе отведено место, где расположены дидактические игры «Собери картинку», «Лото – пожарная безопасность», «Что необходимо пожарному», «Предметы источники пожара». Заучивание стихотворений о причинах возникновения пожаров, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери нужное» помогает детям усвоить прямые запреты на пользование предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, зажигалки, спички) и научиться правильно с ними обращаться.
      2. Работа с педагогами.
       Основные направления и формы работы с педагогами по обучению детей правилам пожарной безопасности:
-  выставка в методическом кабинете литературы, проектов, презентаций, конспектов образовательной деятельности  по ПБ – в течение года;
-  консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»; «Рекомендации по бучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении»;
-  методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности в соответствии с ФГОС.
   3.  Работа с родителями направлена на:
- достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением коррекции поведения детей в экстремальных ситуациях.
- координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими работы с детьми по пожарной безопасности.
    В работе с родителями  использую следующие средства: тематические консультации памятки «Правила пожарной безопасности», индивидуальные беседы и  консультации, анкетирование, папки – передвижки, информация на «Информационном стенде», сайте ДОУ, личном сайте, конкурсы, выставки
Эффективность моей системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитываю это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые просмотры образовательной деятельности, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, инспектора ГИБДД, сотрудников пожарной части, а сейчас планирую встречу с инспектором по охране прав детства и инспектора по делам несовершеннолетних.
   Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по обучению правилам пожарной безопасности:
ü ребенок может соблюдать правила безопасного поведения, проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ü знает правила обращения со спичками, электроприборами; действия при возникновении пожара; об опасности огня; профессию пожарного, его действия, форму одежды, инструменты;
ü имеет представление об истории возникновения пожарной охраны; набирать телефонный номер пожарной службы;
ü называет необходимую информацию о себе в экстремальной ситуации.
Результативность.
Критерием эффективности опыта работы является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. К концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями. Высокий уровень усвоения наблюдается у 72 % детей (данные мониторинга за 3 года).
     Планомерная, целенаправленная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пожарной безопасностью позволила нам стать победителями городского конкурса «Детско-юношеского творчества по пожарной безопасности». Использование электронных образовательных ресурсов способствовало публичному признанию передового опыта работы (публикации: на сайте учреждения, личном блоге, образовательном проекте maam.ru.)
Перспективность:
        К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Поэтому,  в дальнейшей своей работе перспективой внедрения  опыта является:
-  Использование технологии создания анимационных фильмов;
- Участие в конкурсах разного уровня;
- Расширение информационно-сетевого взаимодействия                                             с заинтересованными социальными структурами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий